Ле́га Сильвестро (Lega) (1826-1895), итальянский живописец. В жанровых картинах («Визит», 1868) поэтически изображал сцены провинциальной жизни.
* * *
ЛЕГА Сильвестро - ЛЕ́ГА (Lega) Сильвестро (1826, Модильяна, близ Форли - 1895, Флоренция), итальянский живописец, рисовальщик.
Один из значительных мастеров 19 века, член художественно-выставочного объединения «Скуола Маккьяйоли», созданного во Флоренции в 1861 году группой художников из разных провинций Италии во главе с Дж. Фаттори. Был наиболее одаренным живописцем в кругу мастеров этой группы.
Период 1850-1870-х
Лега родился в провинции Романья, учился в Академии художеств Флоренции и частных студиях художников-пуристов Л. Муссини А. Чизери. В 1848 году, прервал занятия и принял участие в революционных событиях Рисорджименто (см. РИСОРДЖИМЕНТО), сражаясь в Тоскане и Ломбардии. В 1850 году продолжил обучение в Академии художеств у Дж. Беццуолли, известного исторического живописца, сделавшего обязательной для студентов работу да натуре, с живой модели, копирование произведений художников Треченто (см. ТРЕЧЕНТО) и Кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО). В стенах Академии сблизился с Дж. Фаттори, О. Боррани, Т. Синьорини, А. Чечони, впоследствии составивших ядро группы «Школа Маккьяйоли». Совершенно разные по человеческому и художественному темпераменту они были дружны между собой, имели шутливые прозвища, поддерживали друг друга в трудные минуты.
В юности Лега пытался работать в монументальной живописи, расписав церкви в родном селении Модильяна (1857) и Тредоццо (1856). Фреска в церкви Модильяна «Неверие Фомы» свидетельствует о влиянии пуристов, тяготении к их типу трактовки сюжетов религиозного содержания, имевшей программную цель «приблизиться к человеку», «сделать чувство средством познания мира».
В 1860 году принял участие в конкурсе, организованном правительством Тоскани и посвященном событиям 1859. Лега показал созданные в конце 1850-х гг. полотна на сюжеты из истории Рисорджименто - «Засада берсальеров в Ломбардии» (1859-1861. Милан, частное собрание), «Генерал Гарибальди в Варезе в славные дни 26 мая» (1859. Флоренция, Питти), «Итальянские берсальеры, ведущие пленных австрийцев» (ок. 1660, там же). Был удостоен второй премии (вместе с О. Боррани) за картину о походе Гарибальди. Полотна Лега, как и удостоенного первой премии Фаттори, стали новым словом в исторической живописи Италии. Сами «маккьяйоли», ставшие ее реформаторами, не считали себя историческими живописцами. Их историческая живопись была вдохновлена патриотической идеей освобождения и объединения Италии, в ней отразился поиск нового современного содержания в искусстве.
Как и другие мастера «Скуола Маккьяйоли» Лега был по своему дарованию пейзажистом. Он работал в Тоскане, почти не выезжая в другие места. В 1862 вместе с О. Боррани, Дж. Аббати, Т. Синьорини, Р. Сернези он поселился в Перджентине, небольшой деревушке на берегу Арно в окрестностях Пистойи. (Сами художники назвали свое «объединение» - «Скуола Перджентина»). Здесь Лега начал работать на пленэре в манере живописи цветовым пятном. Проблема изображения человеческой фигуры в атмосфере света и воздуха пластикой ярких красочных пятен стала центральной в его полотнах «Красный зонтик» (1860-е гг., частное собрание), «Крестьянская идиллия» (1861. Флоренция, частное собрание), «Прогулка в саду» (1862. Милан, частное собрание). Эту же проблему художник решает в картинах «Беседка» (1864. Милан, Брера), «Партия в крокет» (1862-1867, частное собрание), «После обеда» (1868, Милан, Брера), «Романтическое чтение» (1870, Милан, частное собрание). Мотив изображения фигур в пленэре позволял как бы «этюдно» (в переносном значении этого слова, так как работы художников были законченными картинами) прорабатывать приемы убедительной передачи объемов, игры света и тени на натуре.
Веристеки правдиво, с присущей итальянской бытовой живописи наивностью, близкой европейскому бидермейеру, сценки Леги «Пение скворца» (ок. 1867. Флоренция, Питти), «Женщина в кухне» (1870. Тревизо, частн. собр.) повествуют о семейном быте, повседневных занятиях жителей Флоренции и ее предместий. Картины Лега напоминают замедленный кадр кинофильма, в котором сам жанровый мотив, обретая растянутое во времени существование, утрачивает присущую собственно жанру, действенно-временную характеристику.
С 1870-х гг. у Лега ухудшилось зрение, он не смог заниматься преподаванием, хотя, как и Фаттори, был приглашен в Академию художеств Флоренции. В 1875 вместе с О. Боррани (членом объединения, собиравшим произведения «маккьяйоли») он пытался создать во Флоренции на пьяцца Санта Тринита галерею художников. Но без финансовой поддержки государственных чиновников эта идея не была осуществлена.
Поздний период (1880-90-е)
В эти годы Лега жил и работал в селеньях Тоскани: Белларива (1880-85) и Габбро (1886-96). Здесь были созданы серии пейзажей этих живописных мест, многочисленная портреты друзей. В полотнах «Сад в Белларива» (1882, частное собрание), «Церковь Св. Кристины в Габбро» (1880, частное собрание) художник идет от правдивого зрительного светоцветового наблюдения, стремится максимально точно его фиксировать. Продолжая традиции «маккьяйоли», Лега запечатлевал своих друзей на пленэре («Элеонора Томасси в саду». 1885. Милан, части.собр.; «Паола Бандини в саду». 1893. Ливорно, частн. собр.). В Габбро была создана серия живописных полотен и пастелей с изображением крестьян селения («Прядильщица». 1885; «Девочка из Габбро». 1886-1896, Обе - Флоренция, Питти).
Значительное место в эти годы занимал и портрет. В картинах «Художник П. Номеллини» (1889, Флоренция, частное собрание), «Скульптор Р. Карниелло» (1873. Милан, частное собрание), «Дон Джованни Верита» (1885. Форли, Городской музей), пластически четко выписанные темные фигуры контрастируют с яркими тонами фона, что привносит в работу декоративность. Почти ослепший в 1890-е гг. художник по-прежнему стремился передавать цветовое многообразие мира в гармонии ярких красок. Творчество Лега, как одного из талантливых мастеров «Скуола Маккьяйоли» оказало влияние на последующее развитие веристской традиции в итальянском искусстве 19-20 вв.